Главная | Культура | Историография | Черкесские благотворители. Продолжение (3)

Черкесские благотворители. Продолжение (3)

Автор
Размер шрифта: Decrease font Enlarge font
Черкесские благотворители. Продолжение (3)

В заключительных частях статьи о черкесских благотворителях, интересно рассмотреть судьбы участников черкесского благотворительного общества.

Паша-бек Султанов – известный судейский деятель, «милый старик», как описывали его современники. В 1918 году занял пост заместителя председателя Кубанской Рады – политической организации Кубанского казачьего войска, боровшегося с советской властью. Найти источники по дальнейшей судьбе Паши-бека не получилось, но известно, что эмигрировать ему все же удалось, несмотря на преклонный возраст.

Пшимахо Коцев – родился в 1884 году в ауле Сармаково в Кабарде. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета перебрался в Екатеринодар. В мае 1917 года уже числился членом ЦК Комитета Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Премьер-министр и министр МВД Горской (Северо-Кавказской) республики в конце 1917 года. Кстати, это федеративное объединение народов Северного Кавказа до сих пор существует в виде организации в Турции и проявляло себя в последний раз в начале 1990-х годов в попытке заявить о независимости федерации республик Северного Кавказа по примеру бывших республик Советского союза. Оппонентом Пшимахо Коцева на всех революционных митингах был известный на Кавказе большевистский лидер Орджоникидзе. Критикуя Горскую республику, он сам делал все, чтобы создать аналогичную форму объединения народов Северного Кавказа.  С приходом советской власти в 1921 году, Пшимахо эмигрировал в Турцию. В Стамбуле он занялся издательством газет и журналов. Причем в первое время именно антисоветской направленности. Там же он собирал средства для белогвардейцев, а позже для эмигрантского движения. Позже Пшимахо Коцев работал в крупных фирмах и банках в качестве юриста, написал большую книгу «Северный Кавказ: страницы из истории борьбы за независимость» и множество статей на ту же тему. Умер в Стамбуле в 1962 году.

На фото Пшимахо Коцев в середине

Касполет Улагай – лесничий ревизор, который с 1890 по 1905 годы дорос по службе до заведующего Екатеринодарским лесничеством и далее до 1917 года состоял в гражданском чине коллежского советника, второго по старшинству при Черноморско-Кубанском управлении земледелия и государственных имуществ. Также Касполет Улагай являлся управляющим князя Михаила в его владениях в Вардано. Такое доверие со стороны князя появилось в результате участия в княжеских охотах с 1893 года в качестве охотника и проводника. В апреле 1917 года Касполет Улагай при Кубанской Раде получил должность заведующего закупочным продовольственным районом в городе Екатеринодаре и по всей Кубани. О дальнейшей судьбе Касполета Улагая после 1920 года нет достоверных данных, но известно, что эмигрировать ему тоже удалось.

Кучук Натырбов – потомственный военный из махошевских уорков, родился в ауле Натырбово в 1878 году. В войсках Юга России он состоял по ведомству земледелия и к 1917 году имел множество наград за участие в Первой Мировой войне. С женой Фатимой Шеретлуковой Кучук познакомился в 1908 году на первом Черкесском благотворительном вечере, где она выступала актрисой. После окончания Санкт-Петербургского университета с семьей он отправился в Читу, где они прожили вплоть до февральской революции 1917 года. Братья Кучука погибли в 1916-1917 годах на разных фронтах. Кучук Натырбов занимал высокие должности в управлении губернии. Недалеко от Читы работал брат его отца – Шумаф, «ставший первым русским военным губернатором Монголии», впоследствии расстрелянный большевиками. После революции Кучук Натырбов вместе с семьей возвращается в Екатеринодар. В начале 1920 года его эвакуируют на остров Лемнос из Новороссийска и далее в Париж, в то время как жена с 4 детьми эмигрирует в Турцию. Затем его семья, с двумя сестрами Фатимы, эмигрирует в 1923 году в США, где они все и воссоединяются. Это происходит благодаря тому, что Фатима продолжает устраивать культурные вечера в Стамбуле, в летнем домике султана, отданном беженцам-черкесам. Здесь ее замечает американский адмирал Бристоль, который и приглашает семью в США. Натырбовы стали первыми черкесскими семьями, поселившимися в Нью-Йорке. Кучук умер в Нью-Йорке в 1925 году. Фатима Натырбова работала швеей для артистов и спустя годы основала с грузинским князем Сидамон-Эристави Георгием Дмитриевичем  Кавказско-грузино-русскую общину в Нью-Джерси. Один из двоюродных братьев Кучука - Ислам-Гирей Мишеостович, также эмигрировал в США, где умер в 1932 году.

Айтек Намиток – яркая фигура черкесской интеллигенции. Родился в 1885 или 1892 году в ауле Понежукай. В 1916 году Айтек окончил юридический факультет Петербургского университета и с началом февральской революции активно занялся политической деятельностью в столице. В 1917 году Айтек стал депутатом во Временном комитете Государственной думы. В этой должности он приезжал в «Дикую дивизию» агитировать против вступления в противодействие с правительством Керенского. Позже, в качестве депутата и министра юстиции Кубанской Рады, принимал участие во многих переговорах, в том числе за рубежом. Вместе с председателем Кубанской Рады – Лукой Бычем, вел переговоры с официальными представителями Франции о признании независимости Кубанской области в составе делегации, чем вызывал раздражение в руководстве Белой Армии. После роспуска белогвардейцами Кубанской Рады, Айтек, со всей делегацией, вынужден был остаться в Париже. Короткое время он принимал участие в казачьих и горских делах эмиграции в Праге, но быстро переключился на образовательную деятельность. Окончил Сорбонский университет, где занял должность профессора. В предвоенные 1930-е годы Айтек Намиток переехал в Стамбул, в качестве профессора французского языка в крупнейшем турецком университете. Одновременно его избрали членом института по изучению народов СССР в Мюнхене. Он выполнял также и большую общественную работу: на протяжении долгого времени руководил «Северокавказским национальным центром» в Стамбуле. Свои труды Айтек Намиток писал на английском, немецком, французском, русском языках. Знаменитая работа профессора «История черкесов» была написана в 1939 году на французском языке, а в 2004 году она вышла в Стамбуле на турецком языке, ее издала черкесская интеллигенция, проживающая в Турции. Умер известный историк в 1963 году.

Мурат Хатагогу или Гатагогу – в 1917 году стал участником Первого свободного съезда представителей горских народов Кубанской области и Черноморской губернии. С 1919 года заместитель председателя Кубанской Рады. При разгоне Кубанской Рады частями Деникина Мурат был арестован и отправлен в эмиграцию вместе с 11 членами Кубанской Рады. Все они застряли в Стамбуле, откуда выезд Антантой им был запрещен. В 1920 году из Стамбула Мурат Гатагогу активно пытался помочь эмигрантам горцам. В связи с обращением к Антанте, его включили в состав Кубанской Чрезвычайной Миссии в Закавказье, но в Россию их не пустили. До декабря 1920 года они находились в Грузии и пытались решить проблемы горцев-эмигрантов. С 1923 года Мурат занимал пост заместителя председателя, а затем и председателя «Союза горцев Кавказа» в Праге. Сохранилось его письмо в Чехию к Федору Щербине с просьбой помочь родственнику Гамиду Бекуху устроиться на учебу в Украинскую господарскую (хозяйственную) академию в Подебрадах, где Щербина в эмиграции стал профессором, а Лука Быч ректором. Мурат Гатагогу редактировал журнал «Кавказский горец». Считается организатором и лидером эмигрантской общины в Праге. 

Султан Довлет-Гирей – дальний родственник этнографа Султан Хан-Гирея. Довлет-Гирей - один из семи сыновей Султана Селет-Гирея из княжеской военной семьи потомков крымских ханов. Родился в 1875 году в ауле Тлюстенхабль. С 1881 года Султан воспитывался в Египте. В 1890 году 14-летний Султан Довлет-Гирей вернулся из-за границы на Кавказ. В 1895 году с производством в чин корнета окончил Константинопольское кавалерийское училище и выполнял в Турции разведывательное задание русского правительства на службе в турецкой армии. С 1898 по 1901 годы путешествовал в Европе, изучал историю, литературу, языки. В 1901 году возвратился в Россию и проживал в Кубанской области, где занимался вопросами истории и этнографии народов Кавказа. В 1909 году вновь отправляется в Турцию воевать. Для этого он получил у императора личное разрешение на выезд. В Турции он не встречает доверия и в 1911 окончательно возвращается на Кавказ, с обязательным путешествием через Европу по пути. В эти годы он становится членом ряда культурно-просветительских и благотворительных обществ.  Довлет-Гирей считается основателем адыгейского театра и первым сценаристом, благодаря театральным постановкам по мотивам рассказа «Наезд Кунчука», авторства Султан Хан-Гирея на втором черкесском благотворительном вечере в 1914 году. Получил широкую известность его очерк в «Известиях общества любителей изучения Кубанской области» о положении черкесов в Турции. Им было высказано удовлетворение отношением турецких властей к черкесам. Однако обстановка в Турции изменилось после казни без суда в 1912 году 10 генералов-черкесов, а особенно после нападения Турции на Россию в конце 1914 года. По этому поводу Довлет-Гиреем был отправлен обширный доклад 20 января 1915 года верховному главнокомандующему великому князю Николаю Николаевичу. В марте 1918 года Султан Довлет-Гирей был схвачен в  Горячем Ключе большевиками, перевезен в аул Габукай и там заколот штыками одновременно со 180 черкесами того же аула, восставшими в их защиту. Тогда же, пробираясь с небольшим отрядом через Туапсинский округ, его брат Султан Крым-Гирей был захвачен большевиками и арестован в станице Калужской. Через Горячий Ключ его провезли в селение Княземихайловское. Там его истязали в течение  нескольких  дней, а затем привесили за ноги к дереву, разложили под ним костер и сожгли живьем. Второй брат - Магомет погиб такой же смертью. Третий брат - Султан Каплан-Гирей, был захвачен в своем хуторе  Исабанахабль за  Кубанью, близ  Екатеринодара, и  зарублен  шашками. Еще один его родственник – Султан Клыч-Гирей, участник 1-го Ледяного похода, с 1918 года командир Черкесского конного полка из аула Шенджий. В 1920-1921 в горах юго-востока Кубани командовал войсками бело-зеленых. Эмигрировал во Францию. В 1930-х годах был назначен нацистами командиром Кавказских национальных частей Германской армии в качестве генерал-лейтенанта. В 1945 году англичане выдали его СССР, где его казнили в Москве в 1947 году, как нацистского пособника.

Сюда бы я добавил выпускника черкесских курсов Ахмеда Бекуха из Шенджия, сына эфенди Исмаила Бекуха. Ахмед - создатель первого адыгского алфавита на основе арабской грамматики. На алфавите Бекуха печатались первые газеты «Адыгэ макъ» (1923), «Адыгэ псэук1» (1926) и «Красная Кубань» (1918). В 1918 году вышел в свет букварь Бекуха и книга по истории ислама. Позже Ахмед сам стал эфенди в ауле, но вынужден был эмигрировать в Турцию из-за религиозных преследований, как и Камболет Бжигаков, который далее уехал в США. Меджид Бекух же остался и позже умер в ссылке в Сибири.

Авторский обзор подготовил краевед, этнограф Виталий Штыбин.

Продолжение следует..

(Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением автора).

 

  • Отправить другу Отправить другу
  • Версия для печати Версия для печати
  • Текст Текст

Tagged as:

ЧКЦ, благотворители

Оцените статью

0