Главная | Архивы | Культура-ст | Институт знакомства в адыгском обществе: «девичьи» и «холостяцкие» дома

Институт знакомства в адыгском обществе: «девичьи» и «холостяцкие» дома

Автор
Размер шрифта: Decrease font Enlarge font
Институт знакомства в адыгском обществе: «девичьи» и «холостяцкие» дома

Автор: Дмитрий Прасолов   

Вопреки некоторым утверждениям, в традиционном адыгском обществе молодежь не была ограничена в общении. Были популярны различные, как сейчас принято говорить, формы досуга – в основном массовые, где девушка и молодой человек имели возможность познакомиться.

Конечно, можно вспомнить и о «люлечном обручении», когда родители договаривались, что их дети по достижении определенного возраста породнятся, но, как следует из архивных документов, в XVIII и XIX веках такая форма изжила себя, и молодые люди заключали браки по взаимной симпатии. Для этого имелось достаточно легальных возможностей. Знакомства могли завязываться на различных торжествах, при участии молодых людей в обрядах (сельские праздники, уход за раненым и др.). Существовала и традиция домашнего общения. В доме, где подрастали девушки на выданье, были специальные помещения, так называемый «девичий дом». Общение в нем было строго регламентировано, никаких вольностей не допускалось. Считалось, что чем больше молодых людей туда заглядывает, тем большей популярностью пользуется хозяйка. Мужчина ни в коем случае не мог диктовать свою волю, а, скорее, был даже на положении просителя, соискателя. Иногда такие визиты к девушкам называли «поисками души» - псэлъыхъу. Причем считалось нежелательным одновременное присутствие двух поклонников хозяйки, претендующих на ее руку. Тот, кто приходил вторым, должен был благородно удалиться. Это делалось для того, чтобы избежать всевозможных неловкостей и инцидентов.

Известно, что среди адыгов, особенно у представителей знатных семейств, ценились не только удаль и физическая сила, но и умение вести беседу, слагать стихи и песни. В отношениях между парнем и девушкой часто использовались словесные дуэли, и чем острословней они были, тем вероятнее предположение, что между парой сложилась некая симпатия. Подобные поединки могли устраиваться и между соперниками и, в общем-то,  оправдывали себя. Состязания на кулаках считались явлением исключительным и могли случиться лишь тогда, когда затрагивалась честь девушки.

Существовали и «холостяцкие» дома. Родители отводили юноше помещение с отдельным входом, где также устраивались вечеринки для знакомств.

Еще одна разновидность форм общения – праздник в честь гостившей в доме молодой родственницы. Состав участвующих формировался именно с целью  удачно познакомить молодых. Можно сказать, что существовал целый институт знакомства. Иногда инициаторами выступали старшие, но зачастую молодежь прекрасно справлялась и сама. Если парень и девушка приходили к согласию, следующим этапом было сватовство. Это целиком ложилось на плечи молодого человека и его старших родственников. Умыкание же невесты, дошедшее до нас как красивый старинный обряд, было крайней мерой и вызывало подозрения. Это могло означать, что против союза выступают родственники – его или ее, либо сама девушка не горит желанием становиться супругой данного претендента. Воровство невесты могло породить вражду между семьями, фамилиями. Как следует из архивных материалов конца XIX века, умыкание невесты запрещалось официально. Причем инициаторами выступали как местная царская администрация, так и духовенство. 

Существовали и запреты для духовных лиц оформлять браки, основанные на умыкании. Считалось, что потакание  в данном случае может вызвать недовольство со стороны одной из семей, будут претензии, а значит, возникнут конфликты в дальнейшем. Люди старались избегать подобных конфронтаций, и в первую очередь для поддержания общественного порядка.

В знатных семьях практиковались и совместные походы молодых девушек в лес, скажем, за ягодами, когда молодые люди сопровождали их, обеспечивая безопасность. Это были обычные пикники. Парни являлись верхом на конях, сажали девушек в седло и отправлялись в путь. С собой девушки брали заранее приготовленную еду, так как уходили обычно на целый день до вечера. То есть в целом можно сказать, что предоставлялась большая свобода, которая основывалась на ответственности молодых. Видимо, доверие оправдывало себя, раз эти традиции просуществовали в течение длительного времени. Гораздо больше ограничений появлялось у женщины, когда она выходила замуж.

 «Девичьи» и «холостяцкие» дома успешно просуществовали до начала двадцатого века. Позже им на смену пришла принципиально иная советская клубная система.

 Заведующий сектором этнологии КБИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН 

Дмитрий Прасолов.

  • Отправить другу Отправить другу
  • Версия для печати Версия для печати
  • Текст Текст

Tagged as:

Дмитрий Прасолов, Адыгское общество

Оцените статью

0