Главная | Архивы | Общая-ст | И. Яганов: Тбилисоба

И. Яганов: Тбилисоба

Автор
Размер шрифта: Decrease font Enlarge font
И. Яганов: Тбилисоба

Тбилисоба — традиционный осенний праздник, принятый еще в Советском союзе — праздник урожая.

Летом, в период грузино-черкесской летней школы в Батуми, несколько моих друзей пригласили меня посетить Тбилисобу. Было очень большое желание туда поехать, но так как я «колхозник», а осенью один день кормит весь год, возможности было мало. Рассказал о приглашении нескольким своим друзьям. У всех загорелись глаза, и мы решили твердо — едем!

Накануне ситуация в Грузии сильно изменилась. Под затяжной гул двигателя первого черкесского автомобиля «Лифан» карабкаемся на перевал и под шумок думаю: «интересно, что там изменилось?» Не терпится заехать в Тбилиси и почувствовать обстановку. Заезжаем в Тбилиси — действительно обстановка изменилась. Огромные строительные леса, которые стояли по набережной, куда-то исчезли, и эстакады, которые строились летом, заработали. Поток автомобилей на не городской скорости проносится мимо. Иногда сигналят сзади, мешаем движению. Транспорт ездит очень быстро. Если не соответствуешь этой скорости, ты становишься пробкой для потока. И как в свое время выразился Жабаги Казаноко, приходится соответствовать скорости и времени. Никакого кардинального ощущения, что власть поменялась нет. Обстановка такая же, как и раньше. Но ощущается, что очень интересное время, и очень интересная ситуация.

Особый интерес к сложившейся политической ситуации.

В Черкесском центре нас встретили люди, с которыми у нас сложились дружеские взаимоотношения. Директор ЧКЦ Мераб Чухуа, после приветствия, задал вопрос: «Какое мнение у тебя на происходящее у нас?» Я не задумываясь ответил: «Очень нравится». Мераб немного сосредоточился после такого резкого ответа, не совсем понимая что я имею в виду. Я имел ввиду целую серию прецедентов, которые произошли за это время. За всю свою общественно-политическую деятельность я в первый раз столкнулся с такой ситуацией, когда действующий президент так легко передал власть своим оппонентам и ушел в оппозицию. Информация, которую я смог получить из русскоязычных средств информации в Тбилиси, напрямую указывало на то, что это стало неожиданностью не только для меня, но по всей вероятности, и для самого лидера оппозиционеров Бидзины Иванишвили. Четко проглядывается, что они не были готовы к такому повороту событий. По всей вероятности, оппозиционеры были уверены, что власть так просто им не передадут. Если бы они не выиграли выборы, по всей вероятности, они готовились к протестам против «сфальсифицированных» выборов. А в случае, если выиграют, они были готовы к тому, что власть им так просто не передадут, растянется процесс подсчета голосов, что неминуемо приведет к протестам. Но вдруг власть попала им в руки. На ум приходит старый анекдот:

«Плывут два крокодила по реке, и видят обезьяну, которая сидит на берегу и стирает белье. Один крокодил говорит другому:

Давай пошутим над обезьяной. Подплывем и спросим: «обезьяна, ты замужем?» Если она ответит что замужем, скажем: «кто тебя взял с такой рожей?», а если скажет «не замужем», ответим: «а кто тебя возьмет с такой рожей?».

Как и договорились, подплыли и задали вопрос, на что обезьяна ответила:

Выйдешь тут замуж, когда кругом одни крокодильи морды!»

Такого развития события крокодилы явно не ожидали.

Получить власть значительно легче, нежели ее удержать. С небольшой иронией можно констатировать, что Михаил Саакашвили стал жертвой демократии, которую он сам реально утвердил в Грузии. Но в тех условиях, в которых Иванишвили получил власть, все значительно сложнее ввиду ряда факторов. Выборы не президентские, а парламентские, на которых 43% получила партия, возглавляемая Саакашвили. У него есть еще один год президентского срока и немалые полномочия. За год ситуация может измениться очень сильно, и велика вероятность того, что члены коалиции «Грузинская мечта» могут оказаться просто мечтателями. Выигравшая парламентские выборы оппозиция легко объединилась против партии власти. Объединяться против всегда легко, но возникает другой, очень интересный вопрос — как они будут делить власть на шестерых? Объединиться когда делишь власть значительно сложнее.

Экономические обороты, раскрученные Саакашвили, и планка, которую он поднял, очень высоки. Не смотря на все проблемы и противоречия, осуществить такие реформы за короткий срок еще никому не удавалось. Они стали результатом работы крепкой, высоко образованной молодой команды. Думаю, что господину Иванишвили работать в таких условиях, имея в оппозиции такую крепкую, «обстрелянную» команду, будет очень сложно. Тем более, что Грузия почувствовала на себе разницу между безвластием и полной правовой вакханалией в период Шеварднадзе и сегодняшним днем, когда законы реально работают. Вряд ли кто-нибудь в Грузии согласится на меньшее, чем они сегодня имеют, ну может быть за исключением тех, кто сидит за решеткой. Никто не даст опускать планку, а поднять ее еще выше станет очень сложно. Тем более, пока наличия серьезной команды у Иванишвили не ощущается.

За последние годы Грузия сделала серьезное продвижение вперед, и вряд ли у новой власти будут большие возможности сойти с этой колеи и изменить курс. А если новая власть не сможет сформировать кабинет министров, который был бы лучше предыдущего, и у Грузии не будет работоспособного парламента, у Саакашвили есть полномочия распустить парламент и объявить новые выборы.

Других факторов и весьма интересных аспектов в этой ситуации очень много. Но вернемся к Черкесскому центру. По возвращении, все мои друзья поставили мне вопрос — не закроют ли Черкесский центр? Скажу откровенно, не смог ответить на этот вопрос. Пока ситуация особо не располагает к уверенности, что все, что было сделано до сих пор не пропадет. Тем более, что первые заявления, прозвучавшие из уст господина Арашидзе относительно черкесского вопроса, большого оптимизма у меня не вызывают. Сложно будет контактировать с людьми, которые признание геноцида черкесов расценивают как популистский шаг. И о какой реальной политике с Северным Кавказом можно говорить с таких позиций? За прошедший год ЧКЦ провело множество мероприятий. Самым главным является то, что между нами и сотрудниками центра появился хороший контакт и общая линия понимания вопроса. Если в ЧКЦ поменяются планы работы и штат сотрудников, и мы встанем перед необходимостью начинать все с нуля, это существенно затруднит наше последующее сотрудничество. Тем более, что там работают люди, которые собственно и прорвали информационную блокаду между нами и через которых мы перевернули в себе представление о Грузии и ее народе. Следует также отметить, что до признания Грузией геноцида черкесов, на сотрудничество черкесов с Грузией было наложено табу. Конечно же, все еще есть те, кто не может преодолеть тот барьер, который установился в результате грузино-абхазской войны. Сотрудничество с грузинской стороной вышел на такой уровень, что у черкесских организаций даже есть свой официальный представитель в Грузии в лице Андро Габисония. А сотрудница центра Марьям Бежиташвили стала всеобщей любимицей нашей молодежи. Все это говорит о том, что заданная тенденция имеет позитивную динамику.

В России стало традицией, что любая новая власть вырубает под корень все, что сделано предыдущей властью. Это всегда оборачивалось трагедией для российского народа. Хочется надеяться, что новая власть в Грузии построит свою политику опираясь на позитив предыдущей власти, а не станет разрушать все, что было сделано предшественниками. Для стабильного развития любого государства крайне необходима преемственность власти, не смотря на политические пристрастия. Интересы государства и народа должны быть превыше политических амбиций.

Меня удивляют публичные заявления лидеров оппозиционных партий, которые были сделаны еще до окончания подсчета голосов. Создается впечатление, что эйфория победы вскружила им голову, и они побежали впереди паровоза. Не получив еще реальную власть, многие начали делать серьезные заявления, касающиеся тактики и стратегии дальнейшей политической деятельности. Примерно такую же эйфорию пережили их предшественники, когда они были уверены, что результаты реформ гарантируют им пребывание у власти. Но при современных технологиях формирования общественного мнения, в демократическом обществе может быть любой непредсказуемый исход.

Воистину, в отечестве не может быть пророков!

Ибрагим Яганов

http://www.hekupsa.com/obzor/publikatsii/885-i-yaganov-tbilisoba.html

 

Статья опубликована:

 

  • Отправить другу Отправить другу
  • Версия для печати Версия для печати
  • Текст Текст

Tagged as:

яганов грузия

Оцените статью

0