Главная | Архивы | Общая-ст | Ибрагим Яганов: Грузия должна стать более доступной для Северного Кавказа

Ибрагим Яганов: Грузия должна стать более доступной для Северного Кавказа

Автор
Размер шрифта: Decrease font Enlarge font
Ибрагим Яганов: Грузия должна стать более доступной для Северного Кавказа

Признание Грузией геноцида черкесов и работа «Черкесского центра» в Тбилиси, сочинская Олимпиада-2014 и возможное изменение северокавказской политики Грузии. Об этом и другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com лидер общественного движения Кабардино-Балкарии «Хасэ» Ибрагим Яганов.

 

- Недавно Вы вновь посетили Грузию, это был Ваш первый визит после парламентских выборов, состоявшихся в прошлом октябре. Расскажите о Ваших впечатлениях – изменилась ли Грузия за эти несколько месяцев? Довольны ли Вы последним визитом?

 - Я очень остался доволен последним визитом, но это не был мой первый визит после выборов. Обстановка в Тбилиси и в самом «Черкесском центре» была как всегда дружелюбной и моё трёхдневное пребывание в Тбилиси было весьма приятным.

После прошедших выборов у нас были опасения, что ситуация поменяется, особенно после информации о том, что в Тбилиси будет закрыт «Фонд Кавказ». Были опасения, что отношение к Северо-Кавказским республикам изменится.

Но мы увидели, что все работает, особенно приятно было встретиться с сотрудниками Черкесского Культурного центра, нашими друзьями, которые немало сделали для восстановления и развития грузино-черкесских связей. С ними у нас сложились близкие, я бы сказал – братские взаимоотношения. И такие отношения связывают «Черкесский центр» не только с нами, но и со всей черкесской диаспорой в мире. Со всеми «Черкесский центр» имеет близкие контакты.

 - Тбилисскому Черкесскому культурному центру в феврале исполнился ровно год. За это время был осуществлен ряд проектов и мероприятий. Как Вы, спустя год, можете оценить работу Черкесского центра? Справляется ли он с возложенными на него задачами?

 - За год «Черкесский центр» провёл очень большую работу. Одного факта прорыва информационной блокады и налаживание взаимоотношений между Грузией и черкесами достаточно, чтобы дать отличную оценку деятельности «Черкесского центра» в Тбилиси. «Черкесский центр» стал  небольшой черкесской территорией, где мы можем не только поднимать интересующие нас вопросы, но и работать над волнующими нас проблемами. Могу сказать с уверенностью, что «Черкесский центр» справляется со своей работой и успешно решает поставленные задачи.

 - Как к факту существования в столице Грузии Черкесского центра относятся адыги – жители Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи?

- Традиционно, для всех Северо-Кавказских народов Тбилиси был политическим, деловым, и, особенно, культурным центром. Восстановление былых дружеских взаимоотношений с Грузией во всех Северо-Кавказских республиках считают весьма позитивным фактором. Особое отношение к этому в тех субъектах Северного Кавкза, где проживают черкесы.

 

- Сразу после парламентских выборов лидер победившей коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили заявил, что Грузия обязательно примет участие в сочинской Олимпиаде-2014. Как Вы относитесь к подобному решению грузинских властей? Стоит отметить, что официально от участия в Олимпиаде, кстати, не отказывалось и прежнее грузинское правительство. По Вашему мнению, скажется ли это как-то на грузино-адыгских отношениях? Как Вы сами относитесь к будущей сочинской Олимпиаде?

- Участие Грузии в Сочинской Олимпиаде 2014 года является сугубо внутри-грузинским вопросом и высказываться в отношении этого считаю некорректным. Этот вопрос должен быть решён грузинским обществом без какого-либо вмешательство извне.

 Черкесы выступают против проведения олимпийских игр в таких формах. Олимпиада во всем мире считается спортивным праздником, но этот праздник не наш, и мы в нем принимать участие не собираемся. По этому поводу мы неоднократно высказывались. Любое отношение Грузии к Олимпийским играм в Сочи никак не повлияет на наши взаимоотношения. Но следует отметить, что черкесы хотели бы иметь поддержку со стороны Грузии в не очень простой для нашего народа ситуации.

 - Каким Вы видите дальнейшее сотрудничество черкесских организаций и движений с грузинской стороной? Некоторые наблюдатели не исключают, что нынешнее правительство Грузии будет вести более осторожную политику с Россией в черкесских вопросах. Считаете ли Вы, что в грузино-адыгских отношениях может что-либо измениться в худшую сторону?

- Работа, проведенная за последний год, была очень эффективной. Крайне важно сохранить этот опыт и по возможности развить его. Никаких анти-российских действий в работе «Черкесского центра» не было, и оснований для сворачивания или ухудшения наших отношений мы не видим. Очень важно развивать взаимоотношения в таких сферах как бизнес, образование, культура. Думаю, что особого внимания грузинских властей заслуживает сфера медицинского обслуживания. В России это отрасль очень дорогая и качество оставляет желать лучшего. Для налаживания вышеупомянутых взаимоотношений очень важно решить проблемы, связанные с транспортными артериями. Между Нальчиком и Тбилиси всего 320 километров, но в лучшем случае на дорогу уходит около 7 часов, а то и больше, а может уйти и несколько дней из-за плохого качества участка Коби-Гудаури. Тбилиси должен стать более доступным для жителей республик Северного Кавказа. Думаю, против этого не может выступать никто из участников этого процесса, в том числе, и Россия.

 - Во время Вашего последнего визита в Грузию почувствовали ли Вы какие-нибудь изменения в так называемой северокавказской политике официального Тбилиси? К слову, нынешнее правительство обещает продолжить улучшать контакты с Северным Кавказом и с черкесами в частности, но при этом стараться не «раздражать» Россию...

- У меня вызывает недоумение то, что восстановление грузино–черкесских взаимоотношений напрямую связывают с «раздражением» России. Да, были трагические страницы в истории наших народов, к которым надо относиться с уважением. Политика умалчивания и отрицания истории непродуктивна, а наоборот, очень вредна. Ее последствия крайне негативны, особенно для малочисленных народов. Такая политика не способствует решению проблем и сближению народов, а напротив - загоняет проблему вглубь с далеко идущими последствиями. Грузия в отношении Северо-Кавказских республик выстроила продуманную, демократическую политику и есть надежда, что она будет продолжена.

 - В мае исполняется ровно два года со дня признания Грузией геноцида черкесского народа. Как к этой дате подошли черкесские движения и организации, выступающие за восстановление исторической справедливости? Помогла ли хоть как-нибудь резолюция грузинского парламента в достижении этой цели? Как Вы считаете, будет ли в обозримом будущем геноцид адыгов признан еще каким-либо государством? Особенно, учитывая активность адыгских движений по всему миру и неумолкающий шум вокруг черкесской проблемы.

- Признание Грузией геноцида черкесского народа явилось важным шагом для черкесов. Такие процессы очень сложны, и требуют к себе особого подхода и большого времени. Черкесские общественные организации подошли к этому событию с большим воодушевлением и ждут от мирового сообщества дальнейших шагов в этом направлении. Черкесы ждут справедливого и внимательного отношения к себе и своим проблемам. Замалчивание и отрицание нелицеприятных страниц истории не является правильным способом решения существующих противоречий не только для черкесов, но и для всех народов. Мы надеемся, что в обозримом будущем мировое сообщество признает геноцид черкеского народа и, в то числе, и Россия, которая поменяет свое отношение к этому вопросу.

 - После признания геноцида адыгов грузинской стороной изменился ли подход к существующей черкесской проблеме со стороны официальной Москвы? Поступают ли какие-либо сигналы, свидетельствующие о том, что в федеральном центре намерены решать этот вопрос?

- Реакция федеральных властей России на признание Грузией геноцида черкесского народа была крайне негативна, что нас не удивило. На черкесов обрушился шквал обвинений в некомпетентности и нацианализме, особенно со стороны «ученого сообщества» России. Был проведен ряд конференций, организованы телевизионные передачи, на которых мы, кроме отрицания геноцида, ничего вразумительного не услышали. Нашлись даже несколько чиновников «черкесской национальности», которые поставили под сомнение сам факт геноцида. Такая реакция была предсказуема, по большому счету, мы другого и не ожидали и отнеслись к этому спокойно. К сожалению, никаких признаков положительного изменения отношения Москвы к этому вопросу не усматривается. Но Россия такая «пугающе непредсказуемая» страна, что вполне возможно, что она еще поменяет своё отношение ко многим ценностям.

 - Ваши первые визиты в Грузию встретили довольно негативную оценку в Абхазии, а также среди абазинской общественности. Не поменялось ли это мнение?

 - Действительно, моя первая поездка в Грузию встретила крайне негативную оценку. Но у меня не было цели получить оценку. Войны в Абхазии не должно было быть и нам необходимо заканчивать с ней, тем более, что прошло уже 20 лет. Между Грузией и черкесами никаких проблем никогда не было, за исключением навязанной нам войны в Абхазии. Многие абхазы это понимают и имеют своё отношение к этому вопросу. После поездки в Грузию, я неоднократно ездил в Абхазию к своим друзьям и, в отличие от властей, отношение ко мне не изменилось. Время излечивает все раны, и эта проблема также подвластна времени. Думаю, что черкесы сыграют положительную роль в урегулировании конфликта этих двух народов – грузин и абхазов.

 

Статья опубликована:

 

 

  • Отправить другу Отправить другу
  • Версия для печати Версия для печати
  • Текст Текст

Tagged as:

яганов грузия, признание геноцида

Оцените статью

0