Главная | Культура | Историография | Почему абхазы называли садзами убыхов и джихов (джигетов), и почему под одним этим этнонимом они объединяли два не абхазских народа?

Почему абхазы называли садзами убыхов и джихов (джигетов), и почему под одним этим этнонимом они объединяли два не абхазских народа?

Автор
Размер шрифта: Decrease font Enlarge font
Почему абхазы называли садзами убыхов и джихов (джигетов), и почему под одним этим этнонимом они объединяли два не абхазских народа?

Я об этом писал не один раз, но повторю еще, чтобы расставить все точки над «i».

Абхазы называли убыхов и джихов (джигеты – неправильное название) садзами (садзуа). Это главное, что абхазы называли именно их садзами, а не какую-то абхазскую этническую группу. О том, что убыхи не абхазы в науке хорошо известно. Тогда встает вопрос, почему же те же самые абхазы называли этим же именем и джихов (джигетов), и почему под одним этим этнонимом они объединяли два не абхазских народа?

Возникает вопрос, а кто такие джихи (по-грузински джики, джикети «страна джиков»).

Независимо от того, что писали о джихах (русск. «джигетах») путешественники, историки, этнографы, главное – это то, как называли друг друга сами кавказцы, ибо эти названия становились источником для всех, кто писал о них. Убыхи в свою очередь называли джыхы абадзехов.

Об этом написано в Убыхском словаре Фогта со слов Тевфика Эсенча. Чирикба, который встречался в Турции с ним, рассказывал, что Тефик Эсенч был очень категоричен в своем утверждении, что джыхы – это абадзехи, то есть, что они – адыги (черкесы). Юлиус Мессарош в своем труде Die Pächi Sprache отмечает, что убыхи называли джыхы всю Черкесию, а «джыхыбза» означало черкесский язык.

Нет сомнений в том, что грузины называли джиками адыгов и не только приморских адыгов, но и адыгов на северной покатости Главного Кавказского Хребта, то есть кабардинцев, темиргоевцев, хатукаевцев и представителей других адыгских северных субэтносов.

Тогда получается, что называя джихов («джигетов») садзами, абхазы под этим названием подразумевали наряду с убыхами и абадзехов. Но почему они объединяли их, называя одним и тем же именем? Да потому что убыхи были связаны особыми узами, и эта близость проистекала, как пишут некоторые авторы, что некогда, в прошлом убыхи и абадзехи составляли один народ!

Идем дальше. Абхазы садзского происхождения (ассимилировавшиеся в абхазской среде), не забывавшие о своем происхождении, упорно относили себя к черкесам, то есть к адыгам. Таким образом не может быть никаких сомнений в том, что в ХIХ веке «джыхы» были адыгами (черкесами).

Кроме того, есть еще один этноним, под которым абазины и абхазы опять объединяли убыхов и адыгов в один народ. Это название «агухъауа». Абазины и в настоящее время называют этим именем кабардинцев, адыгов Карачаево-Черкесии и всех остальных адыгов, паспортизированных под названием «адыгейцы». А абхазы называли «агухъауа» адыгов и убыхов. И опять здесь круг замкнулся – адыги и убыхи являлись одним народом. Во всяком случае в глазах абазин и абхазов.

В наше время стали происходить чудеса. Абхазские ученые объявили о существовании садзского «диалекта» абхазского языка. Но каким образом убыхи-садзы и абадзехи-садзы вдруг оказались абхазской этнической группой? Этого никто не объяснил.

Теперь отдельно об убыхах и адыгах. Убыхи называли страну, свою родину – Адыгэ, а Кавказские горы Адыгэ сэпкъ, они себя никаким образом не отличали от адыгов, а этноним убых употребляли лишь в качестве субэтнического названия, например, как «шапсыгъ», «абдзах», «кIэмгуй», «къэбэртай» и не более того. Все убыхи владели адыгским языком.

Торнау писал, что не встречал убыха, который не говорил бы на черкесском языке. Голландский лингвист Рик Смейтс не допускает мысли о том, убыхи были трилингвами, как это утверждают некоторые исследователи. Он считает, что они были сугубо билингвами, владели черкесским и убыхским.

Были среди убыхов и такие, которые могли говорить на многих языках, в том числе и на абхазском. Но это явление не носило массового характера. Такими полиглотами могли быть убыхи, занимавшиеся торговлей, общавшиеся с абхазами по тем или иным причинам, имевшие родственные связи.

В науке, посвященной определению этнической принадлежности той или иной группы к тому или иному народу, сложилась порочная практика ссылок на «авторитеты». При обширном разбросе мнений всегда можно отыскать «нужное» мнение, игнорируя противоположное.

К сожалению, эта порочная практика привела к замалчиванию тех авторов или источников, которые не вписываются или противоречат мнению исследователя. Так, например, абхазские авторы уходят от привлечения Дюбуа де Моперэ, зато обильно ссылаются на Гюльденштедта, потому он считал садзов абхазами. Они часто ссылаются на Торнау, но никогда на то место его донесения, где он пишет о том, что Сочи владел князь Али Ахмет Облагу из племени Адыгэ...

Есть выход из этой ситуации, который, на мой взгляд, поможет выяснить эти вопросы. Представьте себе ряд концентрических окружностей, где в центре должны быть помещены названия, этнонимы, которые применялись абхазами, адыгами, убыхами, грузинами, абазинами для обозначения соседних народов. Это главный источник для всех, кто что-то писал или говорил о народах Западного Кавказа.

Вторая окружность должна быть заполнена сообщениями, статьями, книгами путешественников, ученых, военных, которые были современниками событий ХVIII-XIX веков на Западном Кавказе.

И в третьем внешнем круге должны быть отражены мнения, соображения, зафиксированные в статьях, донесениях, книгах наших современников.

Только установление подлинной картины этнонимов Кавказа должно сопровождаться не ссылками на тех или иных авторов, которые могли допустить искажения, способствующие затемнению облика этнонима и создающие препятствия для его этимологизации.

Приведу пример: в литературе часто встречается утверждение, что адыги называли абхазов Адзыгъэ. Данное утверждение приписывается Услару, который, по мнению некоторых исследователей, считается непререкаемым авторитетом в этих вопросах.

Появились исследователи, начавшие этимологизировать несуществующий этноним «адзыгъэ» и породившие целую цепь дальнейших ошибок и заблуждений, которые тиражировались и вводились в научный обиход последующими авторами. Отсюда стали существовать «этимологии», в которых этот этноним часто возводился к абхазскому слову адзы «вода» и т.д.

А настоящее адыгское и убыхское название абхазов АЗГЪЭ/АЗГЪА так и осталось вне внимания исследователей, хотя именно это слово было необходимо этимологизировать.

Но если абхазы называли садзами убыхов и адыгов, значит, была какая-то причина, которая побуждала их поступать так, значит, в этом названии был скрыт смысл, отражающий какие-то особенные качества, занятия, быт, присущие этим народам. Ведь еще в XVII веке и Эвлия Челеби называл убыхов садша, по другим чтениям садаша. При этом то, что этноним садз связан с садша, не подлежит никакому сомнению.

Тогда возникает вопрос, является ли садша отражением абхазского садз? Возникает и другой вопрос, откуда появился элемент «-ша» в слове сад-ша?

Но в этом есть одно совпадение, которое очень знаменательно: Эвлия Челеби называет убыхов садша, а абхазы называют убыхов садз-уа. Остается выяснить этимологию данного термина и все станет на свои места…

Альмир Абрегов

  • Отправить другу Отправить другу
  • Версия для печати Версия для печати
  • Текст Текст

Tagged as:

черкесы, Убыхи, джихи, джигеты

Оцените статью

5.00