Главная | Образование | Вековой памятник черкесского золотого шитья

Вековой памятник черкесского золотого шитья

image

Одна из выдающихся отраслей черкесского народного промысла, декоративно-прикладного искусства – вышивка канителью, имеет многовековую историю. Первое историческое известие об этом принадлежит арабскому путешественнику Масуду (X в.). В разные периоды XIII-XIX вв. европейские и русские авторы с восторгом писали о достижениях этой области адыгского кустарного дела. Неслучайным является и тот факт, что древние черкесские изделия из шелка, бархата, сукна, кожи и других материалов, расшитые золотом, хранятся в музеях Северного Кавказа, Тбилиси, Ростова и других городов постсоветского пространства.

    По свидетельству Шоры Ногмы, девочки (преимущественно дочери князей) с семилетнего возраста обучались золотому шитью, изготовлению тесьмы, пошиву платьев. „Вышивкой канителью и изготовлением украшений из тесьмы, в основном, занимались женщины из знатных семей, и овладение этим искусством было обязательной частью их воспитания. Вне всякого сомнения, что в это искусство были вовлечены и женщины других слоев“, - пишет Е. Студенецкая.


    В средние века золотые и серебряные нити, а также драгоценные ткани, на которых делали вышивку, по предположению, завозили из Византии, итальянских городов – Флоренции и Генуи. Существуют неопровержимые свидетельства о торговле кабардинцев с персами и выходцами из Средней Азии, прибывавшими в астраханский и другие порты Каспийского моря. Однако до конца XIX века основным поставщиком указанных материалов являлась Грузия, откуда в Кабарду и Западную Черкесию поступали нити и ткани как местного, так и зарубежного производства. Грузинские торговцы завозили туда даже иранскую, турецкую, западноевропейскую и российскую продукцию.

     Проблемы происхождения и развития искусства черкесского золотого шитья, многочисленные средства и способы вышивки золотым, серебряными и шедковыми нитями и другие важные вопросы, связанные с традицией плетения и ручной вышивки, рассмотрены в весьма важной монографии известного черкесского исследователя Мадины Иваноква (Докшоква) - „Черкесское золотое шитье“, изданной в  2018 году в Нальчике Издательством М. и В. Котляровых. В эту книгу-альбом вошло более 1000 иллюстраций образцов, хранящихся в музеях и личных коллекциях, а также собранных самим автором.

      К книге прилагается составленный автором словарь терминов на кабардинском и адыгейском языках. Большое количество слов, представленных в индексе, хранит в себе древнейший лексический пласт, порой проточеркесского происхождения, что говорит о том, что роль черкесов в данном направлении является особенной. Из многочисленных лексических единиц в качестве примера мы возьмем лишь несколько:

1.       О.-синд. *bǯ- “копье“, адыг. pč, каб. bž, бесл. bǯ “копье“. Архаическое состояние в данном случае хранит бесленеевский диалект – bǯ-. Его соответствие о.-картв. *boʒ-al- «стрела, копье». 

2.       О.-синд. *apš- веревка; нагайка“ - о.-картв. *eps- „заплатагруз. (рач.) eps-i // ips-iзаплата;

3.      О.-синд. *dd- „шилоадыг. dd, каб. ddшило: о.-картв. *te- „воткнуть шило“, сван. te-enшило“, ср. также нахское te-arкроить, шить;

4.      О.-синд. *cav-aобувь“, убых. caa обувь : о.-картв. *aγ-aсхожая с каламани (кожаные лапти) обувка; обувь. Соответствием черкесско-грузинских архетипов из дагестанских языков представляется багвiula, каратea-dela  обувь“;

5.      О.-синд. *rx- „редкая тканькабrxредкая ткань: о.-картв. *irx- „войлочная одежда, накидка“ - мегрirx-//rix-, ma-rix-ol-i // ma-irx-ol-iизделие из войлока наподобие парашюта

6.      О.-синд. *caw- „чоха, черкеска“, адыг. cj, каб. cj „чоха“, черкеска: О.-картв. *čl-a “ткань; бумажная пряжа“, Груз. čla „нечто обтрепаное“ (Саба), кизик. “ткань“,  в.-имер. „бумажная пряжа“ и т. д.

Особо следует отметить и то, что автор, который на протяжении всей своей сознательной жизни беззаветно служит любимому делу, является профессионалом, обладающим уникальными данными. Она искусно владеет специальной литературой своей области как исторической, так и современной (немаловажная деталь: в книге прилагается больше чем 200 монографии из области специальной литературы); в то же время ей на уровне первоисточников удалось собрать и обработать образцы искусства черкесского золотого шитья. В рамках многочисленных рабочих визитов она на месте ознакомилась с достижениями европейского или кавказского шитья, изучила почти все сколько-нибудь важные образцы. Вместе с тем, с целью ознакомления с местными образцами Мадина Иваноква специально посетила Государственный музей Грузии.  


Книга вызывает многосторонний интерес и предназначена для широкой аудитории специалистов отрасли и читателей, интересующихся культурой и искусством черкесов (адыгов).

Со своей стороны, мы хотим выразить г-же Мадине Иваноква благодарность за многолетний титанический труд и пожелать успехов в его нелегком деле, направленном на достойное представление черкесской культуры, истории и современных достижений. Настоящая фундаментальная работа с этой точки зрения является, действительно, образцовой, а достижения черкесского народа в искусстве золотошвейного промысла – весьма впечатляющими. Поэтому Черкесский (Адыгский) культурный центр в Тбилиси в ближайшее время проведет презентацию книги Мадины Иваноква, на которую будут приглашены грузинские исследователи народной культуры, искусства и вышивки, а также представители, общества, интересующиеся черкесской культурой.

Отзыв профессора Мераба Чухуа и профессора Нугзара Антелава к книге «Адыгэ идэ. Золотое шитье черкесов» Мадины Иваноковой (Докшоковой).