Главная | Культура | Историография | Черкесское наездничество (часть 3). Интервью с Ибрагимом Ягановым.

Черкесское наездничество (часть 3). Интервью с Ибрагимом Ягановым.

image

Интервью с конезаводчиком Ибрагимом Ягановым, который занимается разведением черкесских лошадей более 28 лет.

Лариса Тупцокова: Ибрагим, расскажите, пожалуйста, что вам известно о зарождении черкесского наездничества? Что способствовало развитию коневодства у черкесов?

Ибрагим Яганов: Институту наездничества у черкесов около 4 тысяч лет. Это то, что нам доступно. «Черкесская лошадь» как культурная порода встречается у шумеров и хеттов. На глинянных табличках Майкопской культуры, на белореченских курганах втречаются образцы лошадей уже культурного периода, оседланные и уже используемые человеком.

Большой перелом и революцию в коневодстве внесло изобретение стремян. После изобретения стремян кавалерия в армии стала авангардом. Это была уже лидирующая сила и обществом был осуществлен очень большой толчок, прогресс использования лошадей уже в военных целях.

Развитию коневодства в общем способствовали народы, которые занимались селекцией лошадей. Одним из таких народов являлись черкесы. В их культуре коневодство является одним из главнейших позиций, где определяется историческое значение для народа. Часто говорили «уи шыфэ л1ыфэ», то есть состояние человека, мужчины-воина всегда сравнивалось с состоянием его лошади. У черкесов есть поверие, что лошадь с черкесского языка переводится как «брат» - «шы». То есть, у черкесов к ним отношение не как к простому животному, а как к своему брату, напарнику, другу, от которого зависит его жизнь. Поэтому черкесы никогда не употребляли в пищу лошадей. Это было запретным из-за особого отношения к лошадям.


Лариса Тупцокова: Что считается главным образом черкесской жизни?

Ибрагим Яганов: В исторические времена в каждом регионе были свои лидеры и свои законодатели мод. Народ-лидер, который диктовал новшества, какие-то  новые позиции всем остальным, всегда ориентировался на три первых столпа, на которых держался этот род. Первый столп – это своя порода собак, чтобы обеспечивать себе безопасность, своя порода овец, чтобы питаться, и своя порода лошадей, чтобы передвигаться. В Азии такими лидерами были туркмены. Они имели свою собаку – «алабай» - азиатсую авчарку, ахалтекинскую породу овец – курдючные бараны, весов достигавшие до 100 кг. Аналогичными законодателями мод на Кавказе были черкесы. Они имели свою породу собак, овец и лошадей. Сейчас эта порода лошадей по сельско-хозяйственному кадастру называется «кабардинская», но мы, черкесы, называем его на родном языке – «адыгэш», то есть «адыгская лошадь», «черкесская лошадь». К сожалению, на сегодняшний день, «черкесские» собаки стали «кавказскими», «черные» бараны зарегистрированы как «карачаевские», и «кабардинскую» породу лошадей плавно переводят в «карачаевскую». Это вопрос политический, так как если из истории черкесов убрать эти три позиции, то черкесов можно считать практически уничтоженными.  


Лариса Тупцокова: Какие породы лошадей имеются у черкесов? В чем их особенности?

Ибрагим Яганов: В истории черкесского коневодства существует 4 породы лошадей. Самая древняя порода – это «хуара», о которой речь идет в Нартском эпосе. После нее появилась вторая порода, которая называлась – «шъэолэхъу». Это имя кабардинского князя Шоолох Тлостанова, занимавшегося селекцией. Третья порода – «шагди» - появилась сравнительно недавно, около 200-300 лет назад. Это касается периода , когда кабардинские князья приняли мусульманство и начали ходить в хадж в Саудовскую Аравию. Они увидели этих арабских «огненных» лошадей, начали прикупать, привозить на родину, и скрещивать с «кабардинскими» лошадьми. Хотя стоит отметить, что скрещивание кабардинских и арабских лошадей было и до этого, особенно в период египетских мамлюков. Но массовое привити арабской крови в селекционныхх целях было уже позже и появляется более быстрая породистая лошадь по той причине, что рынок уже был другой. Основными покупателями «кабардинских» лошадей были русские офицеры. Четвертая порода лоошадей у черкесов – это «альп». Но здесь история совершенно другая. «Альп» - это порода лошадей, о котором мечтали кабардинцы, это мифический образ коня – огненный конь с крыльями, который шел по дороге, а из ноздрей выбивался огонь и сжигал траву, росшую вдоль его пути. То есть на кабардинсом языке «пэ гъэс», то есть «Пегас» - переводится как «сжигающий носом». У греков встречается много перенятого из культуры черкесов. Грузинские цари очень ценили и разводили «кабардинскую» породу лошадей для государственной армии.

Все эти периоды способствовали трансформации и развития черкесской лошади.

 Продолжение следует..